Размер шрифта: А А А
Цвет фона: Ц Ц Ц
ДО СТАРТА НЕДЕЛИ ТЕХНИКИ ОСТАЛОСЬ
17 12 58 18

 

Корнаков

      Юрий Николаевич 

 

Санкт – Петербург – город искусств, литературы и музыки .Период второй половины XX века стал расцветом петербургской композиторской школы. Это время Андрея Петрова, Валерия Гаврилина, Сергея Баневича и других. Их творчество отразило характерные черты петербургской музыкальной культуры. В блистательной плеяде композиторов Петербурга особое место принадлежит творчеству Юрия  Корнакова.

Юрием Николаевичем Корнаковым создано более 150 произведений крупной формы, более 200 сочинений  для фортепиано, балет «Владыка джунглей», опера «Кнут музыкант», концерты для различных инструментов с оркестром, вокальные и хоровые произведения . Особое место в творчестве композитора занимает музыка для детей.  Детство самого композитора прошло в артистической среде, музыка окружала детей семьи  Корнаковых с самого рождения.

Родился Юрий Корнаков в 1938 году в столице Бурятии, Улан-Удэ. Отец композитора Николай Степанович Корнаков был одним из первых «европейских» музыкантов в Бурятии.  Обладая замечательным голосом, он пел  в  оперном  театре, преподавал в музыкальном училище. Многие его ученики стали народными и заслуженными артистами Бурятии. И собственных детей Николай Степанович  приобщил к искусству, все четверо  стали профессиональными музыкантами. Проявляя большой интерес к национальной культуре,  Николай Корнаков занимался местным фольклором, собирал попевки, наигрыши, обрядовые песни по всему Забайкалью. У него была богатейшая коллекция народных инструментов, среди них: бубны, свистелки, рожки, балалайки, домры, уникальные бурятские самозвучащие язычковые инструменты варганы .

 Суровая красота Забайкальского края, молчаливые горы, могучие реки, таинственное озеро Байкал., самобытная культура бурятского народа–вот что питало творчество будущего композитора. Достоверно не известно, как попала семья Корнаковых в далекий сибирский город . По семейной легенде родословная уходит корнями во времена появления в Сибири ссыльных декабристов.

Юра начал заниматься музыкой с 5 лет, пел в детском хоре,  посещал музыкальную школу. Вскоре стал пробовать себя в сочинении  музыки. Его первой учительницей  была воспитанница Петербургской консерватории Вера  Дмитриевна  Обыдённая .

После школы Юра Корнаков поступил в музыкальное училище.

В 1958 году  Юрий Корнаков  поступил на фортепианный факультет Новосибирской консерватории в класс Губайдулиной и Зингер. Евсей Михайлович Зингер–создатель и первый заведующий кафедры фортепиано Новосибирской консерватории ,ученик выдающегося педагога Самария Савшинского. Уже будучи преподавателем кафедры фортепиано, Юрий Николаевич снова стал студентом  композиторского факультета в классе известного сибирского композитора  Аскольда Мурова. Его   дипломной работой стал концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт был посвящён Дмитрию Шостаковичу.  Именно по его рекомендации Юрий Корнаков был принят в Новосибирское отделение Союза композиторов. Всем своим творчеством музыкант  оправдал  рекомендацию классика.

В 1962 году Юрий Николаевич переезжает в Ленинград. Это уже зрелый мастер, который сразу вливается в музыкальную жизнь большого европейского  города. С этого времени он начинает преподавать на кафедре фортепиано Ленинградского Государственного Института Культуры. За годы работы Юрий Николаевич  воспитал более 300 студентов.

Фортепиано – самый любимый   инструмент    композитора. Юрием Корнаковым написано 5 фортепианных сонат, циклы миниатюр «Контрасты», «Мгновения», «Детские образы» - всего более  200 пьес.

По словам известного пианиста Вадима Пальмова, игра Корнакова на рояле была броской, темпераментной, при этом звуковая палитра и в целом фактура исполняемого не искажалась и не выходила за рамки возможностей инструмента, что и есть культура пианизма,  воспринятая им у настоящих мэтров фортепианного искусства.

Заслуженный артист Латвии, пианист, доктор искусствоведения Раффи Хараджанян так описывает игру Юрия Корнакова: «Особую симпатию Юрий    вызывал на сцене, когда пребывал в роли исполнителя, был занят процессом фортепианной игры. Корнаков обретал  особую гибкость, даже трепетность, становился все чутко улавливающим – подобно некой антенне. С нескрываемым удовольствием смаковал фортепианные  «вкусности».

 В 1969 Юрий Корнаков становится  членом Ленинградского отделения Союза Композиторов. Признание мастерства и таланта Юрия Корнакова  выразилось в его многочисленных победах  на  Всесоюзных, Всероссийских и Международных композиторских конкурсах. Среди них, первый  конкурс им. Сергея Прокофьева  и четыре Международных композиторских конкурса в Японии.

 Его сочинения охотно исполняли известные дирижеры: Юрий Темирканов, Александр Дмитриев, Владислав Чернушенко, Равиль Мартынов, Фуат Мансуров, Арнольд Кац, Владимир Федотов, Сергей Скрипка.

Музыка Корнакова звучит в России и за рубежом в концертных залах США, Франции, Германии, Норвегии, Японии, Израиле, Венгрии, Польши.

Юрий Корнаков интересовался культурой разных народов. Индийское искусство давно привлекало композитора. Юрий Николаевич посещал выставки индийского искусства , пробовал играть на индийских народных инструментах. В 1980 году  композитор заканчивает своё  самое значительное сочинение  – 3 актный балет «Владыка Джунглей» на сюжет книги Редьярда Киплинга «Маугли». Балет был поставлен  Бурятским театром оперы и балета в 1989 г., после чего Юрию Корнакову было присвоено звание  Лауреата Государственной премии Бурятии.

 Творчество Юрия Корнакова отличает особый лиризм и поэтичность . Его музыка передаёт тончайшие оттенки человеческих чувств. Именно поэтому у композитора особая любовь к музыке для деревянных духовых и, особенно, к музыке для флейты. Тембр этого инструмента по-особому воспринимала душа композитора. Первым исполнителем флейтовой сонаты и флейтового концерта стал известный флейтист Валентин Зверев. Через 20 лет эстафету исполнительства принял молодой талантливый флейтист Николай Попов.

Работа артистов, музыкантов  над музыкой Юрия Корнакова , исполнение его сочинений  неизменно переходило в длительную творческую и человеческую  дружбу с самим композитором. Многолетнее сотрудничество связывало композитора с певцом  Николаем  Алексеевым, певицами Валентиной Козыревой,  Светланой Исаевой, гобоистом Вячеславом  Лупачёвым, виолончелистом  Марком Варшавским .

«Про Юрия Николаевича, я могу сказать, что он был мне другом и вдохновителем. У него был редкий дар, внушить музыканту уверенность в его исполнительских возможностях…», - говорит Ник. Попов.

 Музыка для детей – яркая страница в творчестве композитора .Им написано огромное количество детских песен для хора, собранных  в сборники: «Весёлое и грустное», «С добрым утром, Петербург», «Крутится весёлая пластинка», музыкальные сказки для детей, фортепианные  пьесы, объединённые в циклы: «Детские образы»,  «Бурятская тетрадь» «Контрасты», «Мгновения» и ансамбли в 4 руки: циклы «Настроения», «Уличный театр»

Юрий Николаевич с большим уважением относился к юным исполнителям. Считал, что дети способны понять и почувствовать музыку не хуже, чем взрослые и перед ними можно ставить большие и серьёзные задачи.

 Многолетняя творческая дружба связывала  композитора с коллективом детской музыкально-хоровой студии «Галактика» . Первая встреча  состоялась на концерте в Аничковом  Дворце. Учащиеся  студии  исполнили несколько  ансамблей Юрия Корнакова . В заключение концерта композитор выступил сам.   Его исполнение вызвало горячий интерес у публики. Яркая, самобытная, образная  музыка Юрия  Корнакова  сразу понравилась и полюбилась и ученикам и педагогам музыкально – хоровой студии «Галактика».  Она была понятна, её хотелось слушать и исполнять.

Всё чаще в репертуаре юных музыкантов стали появляться  произведения  композитора :  « Мгновения», «Танец охотников»,  «Маленькая серенада», «Скерцо», «Школа джунглей», «Менуэт», , «Бродячие музыканты», «Мальвина», «На празднике», «Злодейская песня», «Весёлые сверчки», «Необыкновенный футбол» и др

Начиная с 1996 года ни один концерт студии не обходился без исполнения музыки Юрия Корнакова.  Юрий Николаевич с удовольствием   исполнял свои сочинения  вместе с воспитанниками студии, с удовольствием аккомпанировал  хору и вокалистам.

К юбилейному концерту, посвящённому  25-летию со дня основания  Музыкально-хоровой студии «Галактика» Юрий Николаевич подарил  юным пианистам ансамбль в 8 рук. Этот «Весёлый марш» имел огромный успех и с тех пор он в учебной программе фортепианных ансамблей.

В последнее десятилетие ансамблевое музицирование вызывает  всё больший интерес у исполнителей и публики.

В 1995 году в Союзе композиторов СПб был организован детский  международный  конкурс фортепианных дуэтов «Брат и сестра». Специально для этого конкурса Юрий Корнаков написал четырёхручные пьесы, которые неоднократно исполнялись юными  конкурсантами   как обязательные : «Вальс», «Школа джунглей» «Серенада для маленькой принцессы», «Колыбельная».

Исполнение произведений Юрия Николаевича  приносило воспитанникам музыкально-хоровой студии «Галактика»    многочисленные победы в этом престижном конкурсе.

Отдельная страница творческой жизни студии –  участие в авторских концертах  композитора. Эти выступления требовали серьёзной подготовки, так как Юрий Николаевич трепетно относился  к исполнению своей музыки. Ни одно исполнение его сочинений не обходилось без репетиций. Композитор не жалея времени и сил занимался с воспитанниками студии, а ребята с большим увлечением работали над его сочинениями.  Он  не заигрывал с детьми, а сразу ставил перед ними высокую исполнительскую планку. Прекрасный пианист и педагог, Юрий Корнаков  буквально несколькими штрихами мог настроить ребёнка, объяснить ему характер, особенности исполнения . Работая над «Грустной песней»,  он  рассказывал детям о далёкой Бурятии, её необыкновенной природе, озере Байкал, народном инструменте варгане.

Разучивая «Танец обезъян» из балета «Владыка джунглей», Юрий Николаевич со свойственным ему артистизмом  и чувством юмора  показывал  как  ведут себя обезъяны, слоны, птицы.  Юрий Корнаков обладал магнетизмом настоящего художника и артиста.  После его замечаний плохо сыграть было невозможно.

В музыкально-хоровой студии есть  вокальный ансамбль «Волшебство», который работает в жанре театрализованной музыкальной сказки.

Специально для вокально-хорового ансамбля «Волшебство» композитор написал оперу- сказку «Кнут-музыкант» по мотивам   финского писателя-сказочника Саракиаса Топелиуса. Скандинавский эпос вдохновил Юрия Корнакова на создание яркой, образной  музыки. Композитору удалось найти краски , передающие картины суровой северной природы, волшебного дремучего леса и его сказочных обитателей: короля Снегов и Льдов, короля Лесов и Гор, королевы Эльфов…

Партии героев очень выразительные, сразу узнаваемые по характерным интонациям. Прекрасно написаны хоровые сцены. Музыка очень хореографична …

Вокальный ансамбль «Волшебство»  осуществил постановку оперы в рамках детского международного фестиваля «Земля детей» в 2002 году.

Незабываемыми остались  мастер - классы, проводимые Юрием Николаевичем  для педагогов студии и для педагогов города. . Он с большим уважением относился к нелёгкому труду педагога, часто с благодарностью вспоминая своих учителей.

 Композитор сразу  погружал  коллег  в атмосферу музыкального творчества, раздвигая рамки обычной черновой работы. Рояль начинал звучать, появлялись краски, рождались музыкальные образы.  Педагоги получали огромный положительный творческий  заряд: хотелось дерзать, творить .  Особенно ценил в исполнении  сочинений  ритмическую устойчивость, качество звука, краски, оркестральность звучания фортепиано.

  Прекрасный пианист, остроумный  рассказчик, он мог покорить любую аудиторию. Юрий Николаевич Корнаков  был душой педагогического и детского коллектива  студии, радовался успехам  воспитанников «Галактики».

В 2008 году в  студии был проведён  конкурс пианистов, посвящённый памяти Юрия Николаевича Корнакова. В музее - квартире Фёдора Ивановича Шаляпина состоялся гала-концерт победителей конкурса, где были исполнены лучшие произведения композитора.

 На концерте присутствовал петербургский  композитор, профессор, нар.артист России –Вадим  Биберган.

 В память о друге Вадим Биберган исполнил своё раннее сочинение «Прелюдию» для фортепиано, прозвучал народный бурятский инструмент варган.

Интерес к творчеству Юрия Корнакова не ослабевает. Его музыка прочно вошла в учебный репертуар   детских образовательных учреждений и концертный репертуар  профессиональных музыкантов.

Новые поколения музыкантов будут вновь и вновь обращаться к музыкальному наследию Юрия Николевича Корнакова.